Передача власти президентом Российской Федерации еще долго будет темой мировых СМИ, поскольку западные политики и аналитики бдительно следят за тем, продолжит ли Дмитрий Медведев политический и экономический курс Владимира Путина.
Продолжение экономического `бума`, который Россия пережила в последние годы, это одна из главных целей, как нового российского президента, так и премьера, о чем свидетельствует и его первое заявление в новой должности.
Борьба за то, чтобы Россия стала одним из ключевых экономических игроков на планете - настоящий вызов для российских лидеров, и это будет одной из тем на предстоящем четвертом экономическом форуме `Европа-Россия`, который пройдет 14-16 мая в Риме под покровительством президента Италии Джорджо Наполитано.
Кроме разнообразных дебатов об экономических и политических вызовах в отношениях Евросоюза и России, участникам будет представлена и публикация `Россия 2007. Отчет о трансформации` группы авторов, подготовленная Институтом восточных исследований в Варшаве.
Авторы публикации, редактором которой является Константин Симонов, председатель Центра современной политики в Москве , отмечают, что прошедший год для России прошел в ожидании, кого Путин выберет своим `наследником`,а также в политических, социальных и экономических проблемах, решением которых вплотную займутся в этом году. Как и следовало ожидать, российские власти отложили `на потом` непопулярные реформы в таких областях, как энергетика и пенсионная система, причем исключительно важным для экономической стабильности стало то, что власть и представители большого бизнеса достигли своеобразного консенсуса. Российским властям удалось укрепить контроль над стратегической индустрией - энергетикой, ВПК и ядерной энергетикой, а заодно установить сотрудничество с частным бизнесом. Вследствие глобализации и значительных связей между различными политическими и экономическими процессами в мире, российскому руководству было весьма важно `устранить` возможные внешнеполитические риски во время смены власти.
По этой причине русские настояли на конструктивном диалоге с США , и особенно с ЕС, при этом, не слишком вмешиваясь в международные конфликты. В отличие от внешнеполитических действий, российская дипломатическая риторика была весьма суровой. Согласно анализу, предпринятому в данной публикации, такая риторика служила в основном для `домашнего использования`, поскольку для выборов было необходимо подогреть патриотические чувства.
Российской дипломатии удалось развить экономическое сотрудничество с Западом в основном благодаря отдельным энергетическим соглашениям со странами Европы, вместо того, чтобы вести переговоры с ними на уровне ЕС, что сократило бы значимость России на переговорах. Кроме того, подобная тактика оставила достаточно места для маневров, так как ее целью была нейтрализация попыток создания альтернативных энергетических путей, которые бы обошли Россию.
Западные аналитики часто оценивают Медведева как лидера, который значительно либерализует российскую экономику, однако, многие не могли предвидеть, что последний ход Путина на должности президента РФ сделает либерализацию невозможной в определенных экономических отраслях. В последний день своего пребывания на должности главы государства, Путин подписал закон, который ограничивает участие иностранных компаний в нескольких десятках экономических отраслей, среди которых весьма прибыльные сферы добычи нефти и газа, а также телевидение, радио, издательская деятельность, космическая и авиационная индустрия.
Вопреки прозападному имиджу Медведева , авторы публикации `Россия 2007. Отчет о трансформации` считают, что перемены в Кремле не окажут влияния на внешнеполитическую политику России. По их мнению, Россия не станет нагнетать напряженность в отношениях с Западом, при этом она может `отказаться` от некоторых своих позиций. В качестве примера авторы приводят то, что Россия де-факто смирится с американским противоракетным щитом в Европе, а также признает независимость Косово. По оценке авторов, после одностороннего провозглашения независимости Косово, твердая позиция Москвы по этому вопросу для нее является в двойной мере выигрышной. С одной стороны, российское руководство показало солидарность со своими `славянскими братьями`, а с другой - имеет козырь для своей игры с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.