На этой неделе стало известно, что Индия и США начинают консультации по вопросам сотрудничества в области противоракетной обороны. Судя по заявлению главы Пентагона Роберта Гейтса, речь идет об участии США в создании индийской ПРО.
Важность этого проекта для Дели связана с возможными угрозами со стороны соседних государств, в первую очередь - обладающего ядерным оружием Пакистана.
Сам факт расширения американо-индийского военного сотрудничества влечет за собой вполне определенные геополитические последствия. Вовлечение Индии в орбиту влияния станет еще одним этапом формирования большого азиатского пояса - от Турции через Ирак, Афганистан и Пакистан до Индокитая, откуда Россия ушла в 2003 г., отказавшись от своей базы во Вьетнаме. В результате на карте Азии останется два свободных от американского военного влияния региона - Иран и Китай .
Совместные работы по созданию ПРО на территории Индии открывают возможность подключения этих мощностей к американской системе противоракетной обороны. С учетом активности американских военных на Кавказе, сотрудничество Дели и Вашингтона может привести к выстраиванию на южном направлении противоракетного щита вокруг России , которая рискует оказаться в кольце станцийоперативного слежения и ракетных комплексов. В этой связи стоит обратить внимание на то, что визит главы Пентагона в Индию проходил на фоне интенсивной подготовки к развертыванию объектов американской ПРО в Чехии и Польше и апрельского саммита НАТО, где, как ожидается, будет запущен процесс вступления в альянс Украины и Грузии. При этом Украина уже фигурирует в январском отчете американского Агентства по ПРО в качестве государства, с которым осуществляется сотрудничество в сфере противоракетной обороны.
Всего же США заключили соглашения о совместных проектах в области ПРО с 11 странами, и, если верить отчету Агентства, в ближайшее время будут подписаны аналогичные договоры еще с семью. Многие из них находятся в Европе, но азиатское турне главы Пентагона и его переговоров в Дели являются подтверждением высокого интереса к азиатскому рынку. Эта тенденция крайне неприятна для России .
Российская Федерация в течение многих лет продавала оружие и военную технику Индии и уже пятый год ведет переговоры о создании индийской ПРО на базе российского комплекса С-400. За это время были сорваны несколько крупных военных контрактов. Индийская сторона возлагает вину на российских производителей, не укладывающихся в обозначенные договорами деньги и сроки. Еще одной причиной недовольства Индии все чаще является низкое качество поставляемых из России вооружений.
Один из самых громких скандалов разразился четыре года назад, после того как на фоне задержки спуска на воду трех военных фрегатов, строящихся по заказу Индии, выяснилось, что установленные на них зенитно-ракетного комплексы "Штиль-1" не отвечают заявленным характеристикам, то есть либо вообще не стреляют, либо не попадают в цель. Возмущенные заказчики предъявили "Рособоронэкспорту" штраф на $40 млн, но этот эпизод оказался далеко не последним в череде подобных конфликтов.
В подвешенном состоянии находится заказ на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". По контракту, подписанному четыре года назад, реконструкцию нужно завершить в 2011 году. Но недавно российская сторона заявила, что объем работ был занижен более чем вдвое, и на этом основании подняла вопрос о дополнительном финансировании и переносе сроказавершения контракта на два года. Аналогичным образом развиваются события вокруг других проектов. Так, месяц назад, ссылаясь на технические погрешности, Индия отказалась принять модернизированную в Северодвинске подводную лодку "Синдувиджай".
Рекламациями сопровождаются и реализованные контракты: на поставленных Россией самолетах обнаруживаются дефекты, исключающие их нормальную эксплуатацию, технические комплексы не работают, комплектующие поступают с большими задержками и слишком часто не соответствуют требованиям качества. Параллельно пробуксовывают переговоры, касающиеся передачи Индии военных технологий в области самолето- и танкостроения: индийская сторона недовольна низким качеством технической документации.
Российские производители оправдываются, ссылаясь на объективные помехи, рост цент и прочие непреодолимые причины. Аналогичные конфликты регулярно омрачают отношения с Китаем, который сворачивает закупку российской техники. Норвежская компания Odfjell ASA отказалась от контракта на поставку 12 российских танкеров-химовозов. Алжир отказывается от поставленных в прошлом году самолетов МиГ-29, и на подходе конфликт вокруг танков Т-90СА, связанный с несоответствием их технических характеристик и невыполнением сроков поставок.
Представители российского ВПК объясняют происходящее большой политикой и заговором конкурентов, и этот фактор, несомненно, играет немалую роль. Однако главная проблема состоит в том, что чиновники заключали контракты, не проводя должной экспертизы и не учитывая состояние российской "оборонки". Что касается финансовых конфликтов, то они могут объясняться как тем, что российские переговорщики занижали стоимость, стремясь добиться заключения контрактов, так и нерациональным использованием средств и банальными злоупотреблениями.
В результате эйфория 2003 - 2005 гг., возникшая на фоне роста военных заказов, обернулась ухудшением военно-технологического имиджа России , публичными скандалами и фактическим выдавливанием Москвы с рынка вооружений и ядерных технологий. В частности, именно после скандалов Индия, бывшая до того времени постоянным партнером России , начала закупать вооружения в США , а в ходе нынешнего визита в страну Роберта Гейтса была нащупана почва для сотрудничества в сфере ядерных технологий.
Из сказанного не следует, что Россия уже полностью вытеснена с азиатского рынка оружия и высоких технологий, но тенденция, как говорится, налицо. О ее развитии можно будет судить по результатам тендера на поставку в Индию 126 многофункциональных истребителей. Цена вопроса - $10 миллиардов. Прием заявок заканчивается в марте. Среди участников конкурса наряду с европейскими и американскими компаниями фигурирует и российская корпорации "МиГ".