На Кубу могут вернуться российские военные самолеты

Главная - На Кубу могут вернуться российские военные самолеты

"Пока они разворачивают системы ПРО в Польше и Чехии, наши самолеты дальней стратегической авиации уже садятся на Кубе", - как бы случайно бросил в разговоре с корреспондентом "Известий" высокопоставленный источник.

"Известия" решили проверить эту по сути сенсационную новость.

В принципе, самолеты нашей дальней авиации могут "забраться" в любой уголок земного шара. И сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 (летчики называют его "Белый лебедь"), и стратегический бомбардировщик Ту-95МС (натовцы прозвали его "Медведь") по своим техническим характеристикам, разумеется, способны долететь и до Кубы. Но для этого мало технических возможностей, нужно политическое решение.

- Подобные разговоры есть, но это только разговоры. При этом не буду говорить, что за ними ничего реального не стоит - такими загадочными фразами ответил на вопрос "Известий" высокопоставленный собеседник в штабе Стратегической дальней авиации.

На Кубу часто летают российские летчики другой авиации - Военно-транспортной. Правда, эти полеты не учебные, а коммерческие. Военно-транспортная авиация выполняет заказы частных компаний. Такие перелеты, с одной стороны, позволяют подзаработать, а с другой -поддерживать у пилотов навыки. Этим не ограничивается "самолетное сотрудничество". Как выяснили "Известия", сейчас Россия ведет переговоры с Кубой о поставке на Остров свободы самолетов российского производства. Недавно были поставлены 2 самолета Ил-96 и 4 самолета Ту-204 (2 пассажирских и 2 грузовых). Эксперты говорят, что и военно-техническое сотрудничество Москвы и Гаваны имеет большое будущее.

- Российско-кубинские отношения в последнее время стали самодостаточными и не зависят ни от какой политической конъюнктуры, - дипломатично заявил недавно российский посол на Кубе Михаил Камынин.

Говоря о Кубе, эксперты чаще всего вспоминают те объекты, которые использовались во время пребывания там частей советской армии. Так, инфраструктура кубинского порта Мариель довольно старая, но способна все-таки принимать корабли (именно туда прибывали наши ракеты через Атлантику). Да и в провинции Пинар-дель-Рио, где раньше дислоцировались части советских войск, можно снова разместить военных. Главный символ советского военного присутствия - военная база в Лурдесе, недалеко от Гаваны. В советские времена здесь была расположена радиолокационная станция слежения и дислоцировался достаточно многочисленный контингент. В октябре 2001 года станцию решили закрыть. Тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин говорил, что она слишком дорого обходится - арендная плата Кубе составляла около $200 млн в год, а на эти деньги можно приобрести 20 разведывательных и информационных спутников , а также закупить примерно 100 современных РЛС. Но Лурдес был не просто военным объектом. Это был символ "оборонного единства" России и Кубы. Корреспондент "Известий" два года назад побывал в этих местах. Тогда кубинцы рассказывали, что вместо станции здесь сейчас научно-исследовательский институт радиоэлектроники.

- Можно развернуть станцию слежения снова? И в какие сроки? -спросил тогда корреспондент "Известий" у кубинского космонавта Арнольдо Мендеса.

- Можно. И довольно быстро... - уклончиво ответил кубинец.

Кстати, если бы наши "Медведи" и "Белые лебеди" появились на Кубе, этот факт обязательно зафиксировали бы американские РЛС. От Кубы до побережья Соединенных Штатов всего-то 90 миль. Кроме того, у США на Кубе есть свои "глаза и уши" на самом острове - база Гуантанамо (там не только тюрьма для террористов).

- Если бы самолеты действительно садились на Кубе, американцы это обязательно бы отфиксировали и подняли визг, - считает один из экспертов "Известий". - Нет визга - не было и самолетов.

- Я бы не сказал, что на Кубе нужны российские самолеты для постоянного базирования, - заявил "Известиям" Леонид Ивашов, генерал-полковник, бывший начальник управления международного сотрудничества Минобороны, президент Академии геополитических проблем. - Знаю, что самолеты стратегической авиации имели промежуточные, посадочные аэродромы даже на Островах Зеленого Мыса. Для такой цели можно использовать и Кубу . Повторюсь: не как место постоянного базирования - там они не нужны, - а как "аэродромы подскока", "аэродромы дозаправки" вполне могут использоваться.

- Ну, вернуться-то туда не только на самолетах мы можем? - спросили "Известия".

- Кубинцы долго ждали нас. По-моему, и сейчас они нас ждут, - уверен Ивашов. - Вероятно, они не будут возражать, если мы на базе Лурдес снова развернем посты радиотехнической разведки или еще что-то. Причем этот объект работал в системе предотвращения ядерного нападения. В свое время мне Фидель Кастро показывал - а кубинцы были готовы нам передать - глубоководную бухту, где хранились запасы топлива для кораблей. Что касается других объектов, то тут нужен анализ - не нужно брать что придется.

Такой анализ, видимо, должно провести военно-политическое руководство России. Генерал Ивашов убежден, что нам жизненно необходимо зарубежное присутствие:

- Нам нужна собственная стратегия безопасности. А поскольку у нас ее нет, мы вовлечены в чужие стратегические игры. Ведь сегодняшняя планета - это сплошные силовые поля, где переплелись интересы стран, блоков и коалиций. Нужна система нашего базирования за рубежом. Такое присутствие делает систему безопасности более эффективной и устойчивой.

В общем, если даже и не было наших "стратегов" на Кубе, то должны быть.


21.11.2010
Hosted by uCoz