Россия - крупнейший и один из важнейших соседей Европейского Союза. Стоящий перед ЕС вызов заключается в том, чтобы выработать общую политику взаимоотношений с этим соседом и последовательно проводить ее в жизнь.
В новом Лиссабонском договоре говорится об ответственности ЕС за поддержание сплоченности его действий на международной арене, но лишь в рамках ответственности сообщества. Кроме того, среди государств-членов и крупных корпораций все чаще наблюдается тенденция действовать самостоятельно. Здесь нет сплоченности. Наоборот, обычным делом являются расхождения и даже конфликты интересов.
Вдобавок, напряженность, возникающая в отношениях с Россией, обычно затрагивает отдельные страны, будь то вопрос поставок газа и нефти, эмбарго на сельскохозяйственную продукцию или работа культурных центров. То, что для одних является проблемой, другим дает возможность усилить свою позицию.
Надеюсь, что, благодаря Лиссабонскому договору, будет достигнут прогресс в выработке последовательной европейской политики. В него - как постулировала Польша - включено положение об энергетической солидарности. Начиная переговоры с Россией по вопросу нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, стоит иметь в видууроки последних месяцев.
Во-первых, независимо от того, насколько важна как партнер для отдельных государств-членов, и невзирая на гибкость, которую они готовы проявить в силу своих партикулярных интересов, исходным пунктом должны быть общие принципы, на основе которых был достигнут компромисс в ЕС.
Иллюстрацией может послужить то место, какое в диалоге ЕС- Россия об энергетике занимают договор об энергетической хартии и транзитный протокол. Договор содержит в себе гарантии недопущения срыва поставок, но Россия его еще не ратифицировала. Вопрос заключается в том, должны ли мы, начиная переговоры с сильным и требовательным партнером, отказаться с самого начала от неких важных для ЕС принципов лишь потому, что ожидаем, что партнер им воспротивится. Вследствие такого ложного понятого реализма мы отдадим России инициативу в том, что касается условий сотрудничества в ряде областей энергетического сектора. Расплачиваться за это придется европейским компаниям и гражданам - более высокими ценами энергоносителей. Именно поэтому необходимо явно подчеркнуть обязывающий характер основных принципов хартии.
Во-вторых, крайне важно, чтобы цели и ожидания были реалистичными. Россия не стремится следовать европейской модели. Она старается подчеркнуть свою идентичность и стать полюсом притяжения для других стран. Такая позиция неминуемо повлияет на окончательную форму нашего сотрудничества, что четко видно, например, в дискуссиях о будущем Косово.
В-третьих, помимо экономических вопросов, нужно уделять внимание общественным. Шагом, показывающим, что ЕС небезразличны эти вопросы, является соглашение об упрощении визового режима, призванное придать импульс контактам между европейскими и российскими культурными и научными кругами и упростить деловое сотрудничество. Переговоры по вопросу соглашения о партнерстве и сотрудничестве закладывают основу для более широких дискуссий о свободе передвижения, долгосрочной целью которых должна быть отмена виз. Однако свобода передвижения не должна быть единственным или главным вопросом диалога об основополагающих свободах. ЕС, в соответствии с принципами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, должен быть в состоянии оценить направления развития России через призму прав человека и гражданских свобод.
И последнее - по порядку, но не по значению - всеобъемлющее партнерство между ЕС и Россией не должно быть препятствием для развития отношений ЕС с другими соседями в Восточной Европе. Порой европейские устремления этих стран воспринимаются как элемент противостояния между Россией и Западом. Этот упрощенный подход не принимает в расчет суверенную волю этих государств идти путем модернизации в соответствии с западными стандартами - что не исключает гармоничного сосуществования с Россией.
Этот подход уже нашел отражение в развитии двух параллельных планов: один адресован России, а другой - странам, участвующим в европейской политике соседства, а именно, Украине, Молдавии, Грузии, Азербайджану, Армении и потенциально Беларуси. Проблема заключается в том, чтобы не допустить восприятия параллельного существования этих форматов в качестве аргумента в пользу того, чтобы сделать эти процессы неразрывно связанными . Ответом ЕС на реформы, проводимые некоторыми странами, участвующими в политике соседства, должно быть предложение им перспективы членства.
Реализация положений нового договора ЕС, касающихся общей оборонной и внешней политики, открывает новые перспективы сотрудничества между ЕС и Россией. Четкая дефиниция основных принципов будет способствовать углублению партнерства, сконцентрированного на решении общих глобальных проблем - таких, как распространение оружия массового поражения, изменение климата и терроризм. Успех партнерства зависит от готовности основывать его на принципах, включающих в себя прозрачность, обоюдность и взаимовыгодность.
Чем скорее все страны ЕС поймут важность единого голоса во внешней политике ЕС, тем лучше будут отношения между отдельными государствами-членами и ЕС в целом и нашим крупнейшим восточным соседом.