"Власти должны ясно дать понять русским, что подобный шаг означает переход через определенный порог, пересечение красной черты".
Это - реакция генерала Нортона Шварца, высокопоставленного военного и, между прочим, кандидата на пост начальника ВВС США , на публикацию в "Известиях", рассказывающую о возможном возвращении российских военных самолетов на Кубу. Тем временем, как сообщили "Известиям" источники в Минобороны, экипажи самолетов уже провели рекогносцировку на местности - то есть взлетали и садились на Острове свободы, а также знакомились с инфраструктурой новых аэродромов базирования.
Через два дня после публикации в пресс-службе Госдепартамента США подтвердили, что "обратили внимание на сообщения прессы" о возможном возвращении на Кубу российских военных самолетов, но пока "не видели официальных подтверждений этого со стороны российского правительства".
Эта довольно странная формулировка (неужели в Госдепе и правда рассчитывают, что российские власти немедленно поделятся с американскими коллегами своими планами?) свидетельствует только об одном: "известие" по ту сторону Атлантики обсуждают. И обсуждают серьезно.
Стратегические ракетоносцы Ту-160 (его еще называют "Белыйлебедь") и Ту-95МС (в натовской классификации "Медведь") в любой момент могут быть переброшены на аэродромы базирования в Латинской Америке и Африке, заявили "Известиям" в Минобороны России. Причем речь идет не только о Кубе , но и о Венесуэле и Алжире. Кстати, президент Венесуэлы Уго Чавес, находясь в минувший вторник с визитом в Москве , заявил, что Каракас будет рад принять российских военных. И это, видимо, тот случай, когда слова Чавеса ничуть не расходятся с делом.
Военные не скрывают, что переброска стратегических ракетоносцев к берегам Америки - реакция и на размещение элементов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, и на расширение НАТО на Восток. Это мог быть тот самый "асимметричный ответ", сообщил наш собеседник в военном ведомстве.
При этом важно подчеркнуть: факт проведения рекогносцировки вовсе не означает, что в эти страны летали именно стратегические бомбардировщики . Военным летчикам для знакомства с местностью вполне достаточно посетить незнакомый аэродром, скажем, на транспортном самолете. Именно это, подтверждают источники "Известий", и было уже сделано.
Напомним, в августе 2007 года было принято решение о возобновлении регулярных полетов стратегических ракетоносцев в отдаленные районы мира, в том числе и к берегам США. После этого перед военными встал вопрос о создании так называемых "аэродромов подскока" - промежуточных площадок, где стратегические ракетоносцы могли бы совершить посадку, дозаправиться топливом, пройти ремонт. Сегодня, взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом и направившись к берегам Америки, наши Ту-160 и Ту-95МС в случае чего могут рассчитывать только на свои силы.
- Полет до Америки длится десять часов, но даже с двумя дозаправками в воздухе машина может всего полтора часа находиться в непосредственной близости от побережья США, - объясняет "Известиям" бывший главком ВВС Петр Дейнекин.
Появление "аэродрома подскока" в Латинской Америке сделает время пребывания наших ракетоносцев в другом полушарии практически неограниченным. На Кубе , как говорят военные, скорее всего, будут базироваться топливозаправщики Ил-78. Внешне они ничем не отличаются от транспортных Ил-76 - поэтому вопросов со стороны американцев быть не должно. Они-то и будут дозаправлять прибывшие в район несения боевого дежурства наши Ту-95МС и Ту-160.
В последнее время обе машины прошли серьезную модернизацию, одним из элементов которой было размещение на бомбардировщиках новейшей крылатой ракеты Х-555. По некоторым данным, она летает более чем на 3,5 тыс. километров. Так что, учитывая мобильность самого бомбардировщика, им теперь действительно не нужна постоянная база где-либо на отдаленных территориях - при таком вооружении доступна фактически любая цель. Считается, что против X-555 бессильны не только современные зенитно-ракетные комплексы, но и создающаяся американская система НПРО. Но это только в случае начала боевых действий, вероятность которых, как хочется верить, близка к нулю. А сейчас "Белый лебедь" и "Медведь", скорее всего, будут заниматься радиоэлектронным сбором информации вместо закрытой станции в Лурдесе.