Иран закрыл программу разработки ядерного оружия в 2003 году

Главная - Иран закрыл программу разработки ядерного оружия в 2003 году

Обнародованный в декабре 2007 года доклад ЦРУ США констатировал сенсационный факт - Иран еще 2003 году закрыл программу разработки ядерного оружия.

Однако апологеты превентивной силовой политики американского нынешнего президента оценили этот вывод как некомпетентный, обнаружив в нем "запах" заговора Лэнгли против Джорджа Буша. А тот, в свою очередь, сразу же ясно дал понять, что его подход к отношениям с Тегераном останется неизменным.

ПОД ВЛИЯНИЕМ СТРАХА

Между тем еще 8 февраля 2006 года независимая организация NEWS CENTRE. Breaking News and Views for the Progressive Community опубликовала статью американского историка и эксперта в области политики безопасности Соединенных Штатов Гарета Портера "Страх перед США стимулировал ядерную политику Ирана ".

Исследователь отмечает, что принятие администрацией Буша политики, чреватой применением силы против Ирана , игнорировало ряд аналитических выкладок американской разведки. В этих материалах констатировалось, что постоянное ощущение Тегераном страха перед возможным ударом США - основной мотивационный фактор в его стремлении обладать ядерным оружием. Два бывших сотрудника ЦРУ, занимавшихся Ираном , рассказали в нескольких интервью, что вразработках Лэнгли последовательно обращалось внимание на беспокойство Тегерана военной угрозой со стороны Америки. Так, по мнению Пауля Пиллара, руководившего в 2000-2005 годах подготовкой разведоценок по Ирану , это "стимулировало любые усилия, чтобы создать ядерное оружие".

Кстати, Пиллар сообщил такой любопытный факт: оказывается, Иран в мае 2003 года предлагал руководителям США начать переговоры по поводу его " ядерного выбора", отношений с "Хезболлах" и другими антиизраильскими группировками, а также по вопросам собственной безопасности Исламской Республики. "Это можно было рассматривать как показатель готовности взять на себя обязательства", - заявил отставной разведчик.

Что касается намерений Ирана быть "доминирующей региональной державой" в Персидском заливе, о чем столь часто говорилось в Вашингтоне, то оценки ЦРУ наводили на мысль: иранский режим не мог преследовать такую цель, поскольку это могло бы быть опасным с точки зрения отношений с США.

Эллен Лайпсон, президент Центра Генри Симпсона в Вашингтоне, в прошлом - офицер разведки и заместитель руководителя Национального совета по разведке (с 1997 по 2002 год), также подтвердила, что страх Ирана перед ударом со стороны Америки являлся "стандартным элементом" в докладах аналитиков спецслужб США. По ее словам, "эти оценки связывали восприятие Ираном угрозы с его ядерной программой".

С той поры, как в ходе войны в Заливе 1991 года американские вооруженные силы разгромили иракскую армию, Иран все более озабоченно относился к военным намерениям Вашингтона. Тегеран стал сознавать, что подобное может произойти и с ним. Причем на то у него были основания. Например, в начале 2002 года в докладе Пентагона Конгрессу Иран оказался в числе семи стран, против которых может быть использовано ядерное оружие "в случае непредвиденного развития военной обстановки". Правда, этот доклад был секретным, однако военный аналитик Вильям Аркин раскрыл его содержание в "Лос-Аламос Таймс" 26 января 2002 года.

Пятью днями позднее президент Буш в своем выступлении "О положении страны" назвал Иран частью "оси зла" наряду с Ираком и Северной Кореей. "Добиваясь ОМУ, - заявил он, - эти режимы представляют серьезную и растущую угрозу".

А вскоре (8 апреля 2002 года) в несекретном письме, направленном из ЦРУ председателю сенатского Комитета по разведке Бобу Грахаму, в частности, говорилось следующее: "Кажется, появляется широкий консенсус между иранцами в том, что они живут в чрезвычайно опасном регионе, и налицо серьезные внешние угрозы их правительству... Тегеран будет стремиться обладать ракетами и ОМУ широких технологий, как критически значимых для национальной безопасности".

Приводится в статье Гарета Портера и точка зрения Джозефа, специалиста по нераспространению ОМУ в Фонде Карнеги в Вашингтоне. Он заявил, что любой аналитик, который связывает обеспокоенность Ирана за свою безопасность в связи с действиями США, как обусловливающую его стремление к ядерному оружию, может сделать историческую ссылку на политику других государств в направлении приобретения ядерного оружия ".

Киренкион утверждает: "Никакая нация когда-либо не принуждалась отказаться от ядерной программы, но многих убеждали так поступить после устранения угрозы". Он ссылается на некоторые бывшие советские республики, Аргентину, Бразилию, ЮАР и Ливию как на страны, которые решили отказаться от ядерного оружия "только после достаточных международных или внутренних изменений, устраняющих основные угрозы безопасности, обусловливавших их ядерные программы".

ИНЫЕ ПОДХОДЫ

Можно полагать, что Иран действительно в 2003 году прекратил работы по созданию ядерного оружия . В то время президентом страны был умеренно либеральный политик Мохаммед Хатами, а кооперация с Соединенными Штатами в Афганистане давала веские основания иранскому руководству надеяться на положительный ответ Вашингтона на предложения о начале переговоров, в том числе и прежде всего по ядерной проблеме. Естественно, для их успешного исхода решающее значение имела бы демонстрация прекращения работ по ядерному оружию.


21.11.2010
Hosted by uCoz