Итоги бухарестского саммита НАТО в очередной раз позволяют указать на два ключевых принципа, на которых в Альянсе рассчитывают выстраивать дальнейшие отношения с Россией.
Первый из них сводится к тому, что Кремль рассматривается как важный партнер, играющий на первых ролях в системе международной безопасности. Однако - и таков второй принцип - это партнерство в Альянсе не считают равноправным и не видят особых проблем в том, чтобы действовать без учета мнения Москвы.
В этом смысле саммит не стал ни для кого неожиданностью. Москва и НАТО обменялись мнениями и, как это уже не раз бывало, пришли к выводу, что по ряду вопросов они не совпадают. НАТО в любом случае создаст систему противоракетной обороны в Восточной Европе и рано или поздно примет в свои ряды Украину и Грузию. Москве же придется в очередной раз констатировать, что геополитические реалии на западных границах России меняются не в лучшую для Кремля сторону.
С другой стороны, ход событий в Бухаресте продемонстрировал, что НАТО перестает быть военно-политическим придатком Вашингтона . Фактически можно говорить о том, что в дополнение к функции "мирового жандарма" набирает силу концепция НАТО как собственно инструмента европейской безопасности. Главные сторонники этого подхода - Берлин и Париж - готовы в куда большей степени учитывать политические реалии, складывающиеся в Европе. Разногласия относительно стратегии развития НАТО между Вашингтоном с одной стороны и Берлином и Парижем с другой существовали давно. Последней каплей, переполнившей чашу терпения немцев и французов, стала иракская авантюра США . "Старая" Европа больше не хочет исполнять прихоти Белого дома, и эта ее позиция нашла отражение в итоговых решениях, принятых в Румынии.
Прежде всего, это касается резолюции по Украине и Грузии. Американский президент приложил колоссальные усилия для протаскивания Киева и Тбилиси в Альянс, так как рассчитывает обеспечить таким образом натовским войскам возможность военно-политического шантажа Москвы. Закавказье, Крым, восточная Украина - регионы, утрата влияния в которых станет для России если не катастрофой, то серьезной потерей. К тому же Грузия граничит с неспокойными республиками Северного Кавказа. Ожидание возможных провокаций на южных рубежах никак не добавит доверия к НАТО со стороны России. Возможно, Берлин и Париж также не прочь обзавестись военными базами вблизи российских границ, но их останавливает цена, которую придется заплатить за такое преимущество.
Помимо сопротивления России, расширение Альянса за счет Киева и Тбилиси чревато проблемами иного рода. Как известно, Грузия имеет спорные территориальные вопросы с Абхазией и Южной Осетией. На саммите не был затронут вопрос о том, примут ли Грузию в НАТО , игнорируя реалии, в ее советских границах. Или Тбилиси должен будет предварительно признать независимость бывших автономий. Разумеется, на Западе никто не хочет вступать в конфликт с Москвой, защищая интересы Грузии.
На Украине препятствие в другом: основная часть населения выступает против присоединения к Альянсу. Ответ, полученный Киевом и Тбилиси, гарантирует им вхождение в НАТО . Но отказ назвать хотя бы приблизительные сроки приема стали для Виктора Ющенко, Михаила Саакашвили и горячо поддерживающего их Джорджа Буша большим разочарованием.
Не без влияния Германии и Франции на саммите было принято и решениерассмотреть возможности формирования всеобъемлющей системы противоракетной обороны, которая распространялась бы на всю территорию и население Альянса. Реализация этой идеи означала бы встраивание американских военных баз, которые планируется создать в Польше и Чехии, в общую систему противоракетной обороны НАТО . Более того, в декларации выражена готовность объединить противоракетные системы США, НАТО и России. Участники саммита взяли тайм-аут для обсуждения этого предложения. Пока не известно, насколько оно приемлемо для Вашингтона , который Москва небезосновательно подозревает в желании контролировать воздушное пространство России, закамуфлировав это намерение разговорами о защите от несуществующих иранских ракет. Если же предположить, что по этому вопросу будет принято положительное решение, Москва из ярого оппонента восточноевропейской системы ПРО де-факто превратится в одного из ее основателей.
Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на саммите, была ситуация в Афганистане. Если на стабилизацию в Ираке американцы уже не рассчитывают, то ослабление "Талибана" представляется Вашингтону более реалистичной задачей. Особого внимания заслуживает то, что по этому вопросу руководство блока обратилось за помощью к Москве. По информации некоторых российских СМИ, в начале лета США планируют провести масштабную наземную операцию на контролируемом талибами юге Афганистана. Такая операция потребует от Альянса не только увеличения численности войск в этой стране, но и снабжения их всем необходимым для пребывания в зоне боевых действий. Оптимальный маршрут транспортировки грузов в Афганистан проходит через Россию, и Москва уже дала положительный ответ на эту просьбу.
Переговоры российского президента с лидерами стран-членов НАТО происходили за закрытыми дверями, поэтому до общественности дошел лишь общий смысл дискуссии. Можно предположить, что Владимир Путин говорил о незыблемости российской внешней политики после своего ухода. Позже, выступая перед журналистами, российский президент обвинил руководство НАТО в том, что оно совершенно необоснованно вовлекает в Альянс новых членов, при этом не считаясь с интересами Москвы. "Мы единственная страна, которая по ДОВСЕ взяла на себя колониальные обязательства по ограничению передвижения своих войск на своей же территории, а в ответ получила натовские военные базы в Румынии и Болгарии, ПРО в Восточной Европе, американские истребители в Прибалтике. Вот такие вещи требуют постоянного внимания, анализа и реакции", - сказал в частности Путин.
Незадолго до этого выступления высокопоставленный сотрудник российского внешнеполитического ведомства заявил, что формула " бизнес как обычно" у нас с НАТО уже больше не получится. Однако эти слова больше заслужил не блок в целом, а Вашингтон и полностью подконтрольные ему "новые натовцы " из Восточной Европы. Подход Берлина и Парижа гораздо более приемлем для Москвы, и российской дипломатии, по всей видимости, имеет смысл искать точки соприкосновения с Альянсом именно в старой Европе.