Стратегия НАТО со дня основания Альянса в 1949 года работала по следующему принципу: географические границы Североатлантического блока и зона его военного вмешательства определяются по `следам гусениц танков` вооруженных сил стран-членов.
Действует политика, в рамках которой происходит расширение военного присутствия сил НАТО . Цель - защита своих интересов - интересов стран, занимающих значительную часть земного шара.
На языке полевых командиров `североатлантический танк` - военная и политическая стратегия НАТО - уже давно заменена выражением `американский танк`. Это значит, что НАТО стало прикрытием для участия военного контингента в различных конфликтах в мире.
Эпоха `холодной войны` во второй половине прошлого века четко показывает, как Вашингтон благодаря НАТО превратил западную часть Европы в театр военных действий, которая из-за размещения в большинстве западноевропейских стран ракетных систем, военных баз и ядерного оружия стала угрожать безопасности всего мира.
С исчезновением Варшавского договора, распадом Советского Союза, которые являлись антиподом НАТО на востоке и с завершением `холодной войны` в конце XXвека, стратегия, предусматривающая расширение, военные вмешательства и размещение американских баз посредством Североатлантического блока, не изменилась. Об этом свидетельствуют многие факты - политика США , их позиции и взгляды со времен Второй мировой войны не претерпели никаких изменений. Эта политика довольно отчетливо проявилась в Югославии, в Афганистане и в Ираке.
Наконец, с размещением США систем ПРО в Польше и РЛС в Чехии, Россия и другие страны региона - такие, как Китай - стали восприниматься в качестве прямой и реальной угрозы границам США и их национальной безопасности. Хотя на самом деле существуют настоящие угрозы: оккупация Афганистана, военные базы в районе каспийского бассейна, оккупация Ирака, кроме того, расширение Североатлантического блока на страны Восточной Европы и балканского региона. Эти страны, прежде всего Россия, расценили такие шаги как реальные угрозы их безопасности и национальным границам и как попытка возобновления `холодной войны`. Они пригрозили пересмотреть заключенные ранее соглашения по сокращению стратегического и ядерного вооружения. Цель таких шагов - обеспечить баланс сил в мире и положить конец угрозам безопасности стран азиатского региона и Восточной Европы.
Саммит в Бухаресте, который состоялся в начале апреля и в работе которого приняли участие президенты и премьеры более 60 государств, не помог ни в стабилизации американо-российских отношений по вопросу размещения ПРО в Восточной Европе, ни в выработке единой позиции по вопросу вступления в НАТО Украины и Грузии. Джордж Буш на последнем для себя саммите возлагал на эти два момента большие надежды. Россия осталась при своей позиции по отношению к ним, так как считает их прямыми угрозами для своей безопасности и стратегических интересов. Другие европейские страны сохранили нейтралитет и не рискнули пойти на ухудшение отношений с соседней Россией. Сочинская встреча американского и российского лидеров также не пролила свет на разрешение противоречий.
Россия еще раз подтвердила, что не согласна с формулой `географическое расширение НАТО и ее военное присутствие за счет национальной безопасности`. Таким образом, эта неразрешенная проблема достанется следующими лидерами, как США , так и России. Однако определение стратегических рамок дальнейших американо-российских отношений и создание совместной системы обороны только отсрочили решение главной проблемы. Наоборот, благодаря последней инициативе решение проблемы дипломатическим путем отходит на второй план, на первое место выступают угрозы, которые в Вашингтоне принимают все более и более изощренный характер.