Министр иностранных дел Турции Али Бабаджан отправил своему коллеге из Армении Эдуарду Налбандяну письмо с предложением дать ход полноценному межгосударственному диалогу.
А незадолго до этого глава турецкого внешнеполитического ведомства поздравил главу армянского МИД с назначением. Эти шаги были предприняты официальной Анкарой спустя 15 лет после начала блокады Армении. (В 1993 г. Турция перекрыла границу в знак солидарности с Азербайджаном, пытавшимся вернуть под свой контроль мятежный Нагорный Карабах, поддерживаемый Ереваном.)
Ереван давно заявлял о готовности установить дипломатические отношения с Анкарой без предусловий, и потому жест Турции в целом воспринят позитивно. Однако сегодняшний оптимизм армянских властей весьма осторожен. Ереван пытается разобраться в мотивах, побудивших турецкое руководство предпринять такой шаг. Ранее Анкара заявляла, что нормализация отношений возможна только в случае исполнения Ереваном двух условий. Во-первых, Армении и армянским лоббистским группам в Европе и в США было предложено отказаться от действий, направленных на международное признание геноцида армян, осуществленного в Османской империи в 1915 году. Во-вторых, Турция потребовала от Еревана прекратитьподдержку карабахских армян. Ни одно из этих условий выполнено не было.
Значит ли это, что Турция сама готова пойти на уступки? Едва ли. Смягчение позиции по Карабаху приведет к серьезным осложнениям в отношениях с одним из главных союзников, Азербайджаном. А дальнейшее признание геноцида в мире грозит обернуться для Анкары большим кризисом: единодушие в этом вопросе международного сообщества неизбежно приведет к радикализации внутритурецких политических процессов, и чем это закончится, никто знать не может.
Эксперты не сомневаются, что обращение, отправленное Бабаджаном в Ереван, - вынужденный шаг. Турция давно стремится в Евросоюз, надеясь на солидные экономические и политические преимущества. Но Брюссель не торопится принимать в свои ряды столь непростого соседа. Говоря о приверженности европейским ценностям, Анкара по ряду вопросов откровенно игнорирует мнение европейцев. Блокада Армении и до недавнего времени Кипра, проблемы со свободой слова - эти факторы ослабляют позиции тех, кто не прочь передвинуть границы Европы за Босфор.
Кроме того, в этом вопросе Турция испытывает давление со стороны США. Вашингтон заинтересован в укреплении на Южном Кавказе и вовлечении этого региона в НАТО. О стремлении Грузии в Альянс хорошо известно. Азербайджан, по всей видимости, со временем также не прочь вступить в него. Исключением в регионе пока является лишь Армения, явным образом ориентированная на Москву. В Ереване полагают, что в случае вступления в НАТО Турция, как наиболее влиятельное государство в регионе и ветеран Альянса, обретет серьезные рычаги воздействия на нового "союзника".
Не исключено, что фактор Вашингтона не исчерпывается лишь требованием нынешней администрации Белого дома наладить отношения с Арменией. Оба кандидата в президенты США от Демократической партии (и Обама, и Клинтон) уже пообещали признать события 1915 г. геноцидом. В этом смысле письмо Бабаджана не в последнюю очередь можно рассматривать как своего рода превентивную меру против нежелательных действий Вашингтона в будущем.
Время, выбранное для обращения, явно не случайно. Двадцать четвертого апреля армяне поминают жертв массовых убийств в Турции, и ежегодно в эти дни с осуждением геноцида выступают лидеры государств и международных организаций , видные общественные деятели. Предложение о примирении, сделанное именно в преддверии очередной годовщины, призвано сбить очередную волну критики, продемонстрировать готовность выйти из замкнутого круга исторических обид и подозрений.
С другой стороны, похоже, Анкара готовится изменить тактику. Турция рассчитывает начать многоходовую дипломатическую игру, нацеленную на убеждение Запада в появлении в ее внешнеполитическом курсе позитивных перемен. Декларируемая готовность урегулировать отношения с Арменией на поверку может оказаться примерно тем же, чем оказались обещания откорректировать пресловутую 301-ю статью Уголовного кодекса. Напомним, эта статья приравнивает высказывания по ряду вопросов, противоречащих официальной точке зрения, к оскорблению турецкой идентичности и предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет. В ответ на критику со стороны Европы и США правительственные эксперты предложили парламенту страны новую версию статьи, которая практически ничем не отличается от прежней.
По всей вероятности, в ситуации с Арменией Турцию также больше интересует не результат, а процесс. Если переговоры на уровне министров иностранных дел все же начнутся, никто больше не сможет упрекать Анкару в нежелании урегулировать проблему. Турецкое руководство хотело бы выглядеть в этой ситуации миротворцем. Однако ясно: чтобы это стремление выглядело убедительно, одних деклараций мало. И первыми об этом Анкаре заявят партнеры по пока не начавшимся переговорам. Для Еревана самым серьезным доказательством готовности к полномасштабному диалогу стало бы согласие установить дипломатические отношения и прекратить блокаду. Однако в том, что Анкара всерьез намеревается поступить именно так, существуют большие сомнения.