До конца мая правительству должен быть предложен на рассмотрение проект нового закона о торговле, который предусматривает, в частности, возможность государственного регулирования цен на продукты первой необходимости.
Министерство сельского хозяйства предлагает законодательно установить предел торговых наценок в отношении этих продуктов - не более 10-12%.
Министр Алексей Гордеев заявил, что ценовое соотношение должно регулироваться по всей цепочке движения продовольствия - от его производителя до потребителя: "На первом месте стоит даже не проблема поддержки сельского хозяйства государством, а проблема попыток регулирования рынка продовольствия и сырья такими методами, которые соответствовали бы рыночной экономике. К сожалению, проблема взаимоотношений производителей, переработчиков, оптовой и розничной торговли остается".
Например, осенью прошлого года наблюдался скачок цен на молоко. "Закупочная цена сырого молока выросла до 12-16 рублей за килограмм, и это скоро сказалось на розничных ценах. Сейчас закупочные цены на сырое молоко снизились в 1,5-2 раза, однако на прилавках этого не видно. Закономерен риторический вопрос: где деньги? Очевидно, что не у сельхозпроизводителей.Необходимо придумать рыночные инструменты для регулирования взаимоотношений поставщиков и продавцов, чтобы не ставить сельхозпроизводителей в невыгодные условия", - заявил министр.
Алексей Гордеев рассчитывает, что поправки министерства в проект закона о торговле будут поддержаны. Он сообщил, что в результате изменений в структуре правительства проект закона "передан на площадку Министерства промышленности и торговли". Министерство сельского хозяйства настаивает на введении в документ отдельного раздела о реализации товаров продовольственной группы, а также о "нахождении такой нормы регулирования процесса торговли, который бы позволял обеспечивать баланс интересов в блоке "производитель-торговля"". При этом данная норма регулирования должна основываться на рыночных принципах. Говоря о предложении установить нормы торговой наценки на продовольственные товары, министр заявил, что и по этому вопросу пока продолжается дискуссия: "Мы считаем, что у правительства должно быть право использовать такие методы регулирования с учетом определенных ситуаций на продовольственном рынке".
Премьер-министр России Владимир Путин поручил Министерству промышленности и торговли до 30 мая внести в правительство проект закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", дополнив его главой об особенностях реализации сельскохозяйственной продукции.
Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин полагает, что удержать цены может лишь борьба коррупцией и монополистами: "Я не думаю, что это нужно распространять только на сельхозпродукцию. У нас есть, например, такой чудесный товар, как бензин, на который тоже цены растут безумно. Сфера коммунальных услуг, где тоже все очень нехорошо. Главный инструмент регулирования цен - это борьба с произволом монополий, которая предусматривает жесткий мониторинг цен и контроль за структурой издержек всех, кто подозревается в злоупотреблении монопольным положением. Без этого никакие ограничения цен не будут работать сколько-нибудь значимое время.
Конкретно по торговым наценкам, мы все это проходили в 90-е годы. Если эту меру, которая сама по себе разумна, применять изолированно, а не в комплексе с борьбой со злоупотреблением монопольным положением, то мы получим то, что имели в середине 90-х годов, когда торговцы перепродают один и тот же товар на бумаге друг другу по 10 раз, накручивая соответствующую новую прибыль . И если вы, например, хотите добиться рентабельности 40% с продажи, а у вас торговая наценка 10%, вы просто со своим приятелем перепродаете товар друг другу 4 раза. Ну, а если дополнительные налоги накладываются - 5 раз.
Если заставить бизнесменов раскрывать структуру их издержек, то выяснится чудовищная доля, которая в этих издержках приходится на взятки. А это будет уже очень серьезной политической проблемой не только для так называемых правоохранительных органов, но и для всей российской государственности в целом. Потому что сегодня основой сложившегося в России государственного строя является именно тотальная коррупция. И борьба с инфляцией и злоупотреблениями монопольным положением, если она ведется системно и последовательно, неминуемо подорвет коррупцию как основу государственного строя России . А это, как вы понимаете, почти конституционное преступление".