Россия готовится на равных конкурировать с Америкой, Европой и Китаем

Главная - Россия готовится на равных конкурировать с Америкой, Европой и Китаем

Видение грандиозно, реальность впечатляет меньше. До сих пор российская внешняя политика сводилась к напору и реакциям на действия других. Сумеет ли новый президент создать нечто более конструктивное?

За десять лет, прошедшие после финансового кризиса 1998 г., позиция России в мире значительно усилилась. К середине 2000-х годов благоприятная конъюнктура на энергетическом рынке и разумная макроэкономическая политика российского правительства создали Кремлю такую позицию в мировой расстановке сил, какой у него не было с середины 1980-х. воспользовалась этой позицией, чтобы вновь заявить о себе на международной арене как о великой державе - автономном центре силы и влияния. Амбиции ее нынешних лидеров впечатляют.

Видение

Взглянем на стратегию развития России до 2020 г., провозглашенную Путиным и Медведевым. На самом деле, это не стратегия, а, скорее, расплывчатый набросок будущего. Согласно ей, Россия должна стать ведущей мировой экономикой (пятое место в мире по ВВП). Она предусматривает социальную устойчивость (большинство населения составляет средний класс) и политическую стабильность (многопартийная система, в которой власть принадлежит правящей партии, плюс развитые институты государства).Такая Россия могла бы, наконец, модернизировать свои вооруженные силы и стать современной военной державой, способной доставлять свои войска в любую точку земного шара. Она также воспользуется своим потенциалом `мягкого влияния`: российский мир станет привлекательным, российское видение - убедительным.

Эта Россия будет не только эффективно защищать и продвигать свои национальные интересы. Она также будет на равных конкурировать с Америкой , Европой и Китаем . Она будет краеугольным камнем региональной интеграции в Евразии, глобальным `посредником` между Востоком и Западом, Севером и Югом, христианским и исламским миром. Она будет интеллектуальным лидером XXI века, порождая передовые научно-технические идеи и `интегрированное`, `универсальное` мировоззрение, которое победит изоляционизм и односторонний характер западных систем ценностей и модернизирует незападные.

Реальность

Это видение захватывает дух, особенно, если сравнить его с сегодняшней реальностью. Сегодня российская внешняя политика не отличается стратегическим подходом. У нее есть тактика, в лучшем случае - прагматизм (модное нынче слово).

Безусловно, Москва извлекла выгоду из рекордно высоких цен на нефть. Но даже ее восхваляемая `геоэнергетическая` политика в реальности представляет собой лишь сумму своих составляющих: Северный поток, Южный поток, Каспийский трубопровод, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан и так далее.

Политика Москвы на международном фронте никогда в такой степени не сводилась к реакциям, несмотря на открывшиеся новые возможности, несмотря на то, что она открыто критикует Запад, особенно, Соединенные Штаты. Если кремлевские инсайдеры больше не скрывают своего неудовольствия действиями Белого дома, то предложить собственную программу действий они, похоже, не в состоянии. Когда они предпринимают такие попытки - например, предлагая включить вопрос о Зимбабве в повестку дня саммита `большой восьмерки` на Хоккайдо, это кажется не более чем реакцией на политику Запада.

Внешнеполитическая ментальная карта

Рассмотрим образ мышления ключевых акторов внешней политики. Это причудливое сочетание веры в традицию (классическая силовая политикав стиле Романовых) с признанием экономических реалий (глобализация в стиле "Газпрома") и слабостью к виртуальным, постмодернистским конструктам (благодаря политическим технократам на службе кремлевской администрации).

Разобьем эту ментальную карту на отдельные составляющие. В общем и целом, международное сообщество ведет борьбу и соперничество, в котором каждое государство отстаивает собственные интересы. Но это соперничество может переродиться в сотрудничество, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на результаты. Это не обязательно игра с нулевой суммой, хотя, как правило, одна из сторон получает выгоду. У каждого вопроса есть своя цена. Любая реакция должна оставаться в рамках допустимого. Успех выражается материально.

Уроки краха

Определяющим событием для нынешнего поколения российских лидеров стал распад Советского Союза. `Величайшая геополитическая катастрофа`, как его назвал Владимир Путин, дала большинству из них важные уроки. Во-первых, устойчивость государства основана на конкурентоспособности экономики страны. Крах экономики приведет к разрушению государства, какими бы крупными и мощными ни были его вооруженные силы.

Экономическая реформа - это первый шаг к модернизации страны, но успех долгосрочных реформ зависит от степени и эффективности политического контроля. Модернизация, как правило, проходит в несколько этапов. Поскольку основой является экономика , первый этап состоит в создании среднего класса, который будет краеугольным камнем социальной стабильности. Следующая стадия предусматривает создание демократической политической системы. Вопрос в том, когда и как правящая элита счет уместным передать контроль представителям более широких слоев общества.

Не отвергая демократию как таковую, российские лидеры заявляют, что страна должна искать собственный путь к демократии, не имитируя другие модели и не напрашиваясь в подмастерья к чужим хозяевам. Сам термин `суверенная демократия` содержит в себе декларацию равенства с этими западными хозяевами. Косвенно он также указывает на образец для подражания для Российской Федерации, ведь, согласно логике кремлевских идеологов, существует только одна суверенная демократия - Соединенные Штаты. Все остальные или недемократичны, как Китай , или недостаточно суверенны, как страны Европейского Союза.

Подводя итог, сформулируем фундаментальные внешнеполитические максимы Кремля: Россию интересует сама Россия , а не какая-то сокровенная империя или абстрактные универсальные соображения. Россию интересует бизнес : что хорошо для "Газпрома", то хорошо для России. Россия никому не позволит вмешиваться в ее внутренние дела - суверенная демократия.

Отношения со странами СНГ

Однако из-за отсутствия внешнеполитической стратегии трудно говорить о приоритетах страны.

Российские лидеры не устают подчеркивать, что страны Содружества независимых государств (СНГ) играют огромную роль в иерархии интересов России. Свой первый зарубежный визит Дмитрий Медведев нанесет в Казахстан (по дороге в Китай, что само по себе наводит на размышления). Однако в действительности ситуация гораздо менее определенна. Так называемые `цветные` революции на Украине, в Грузии и Киргизии вынудили Россию переосмыслить свою политику в отношении новых государств на окраинах бывшего СССР. Москва отменила систему имперских преференций в торговле газом, ликвидировав последний реликт Советского Союза. Потом она начала проводить различия между государствами. Однако вскоре оказалось, что кнут действует лучше пряника. Объективно Россия явно доминирует на пространстве СНГ. Но здесь у нее нет влияния, не говоря уже о лидерстве. Ее отношения с целым рядом бывших советских республик напряженны, а с некоторыми - всерьез испорчены. Идеи о добрососедстве, создании `платформы для интеграции` остались в области добрых намерений.


21.11.2010
Hosted by uCoz