Агония бесплатного образования в России продолжается

Главная - Агония бесплатного образования в России продолжается

Агония халявного образования в России продолжается. Этим летом на 43 тыс. абитуриентов меньше, чем год назад, смогут поступить в вузы на бесплатной основе.

Свято место пустым по традиции не остается: ликвидированные бюджетные места тут же заполняются "договорниками". Увеличивается и цена "прокачки мозгов": по данным экспертов, за восемь лет средняя стоимость обучения в российских вузах выросла вдвое. Сколько стоит учеба и реален ли выход из положения с помощью кредита, узнал "МК".

"...Как собак нерезаных!"

В прошлом году прием на "бюджет" сократился по сравнению с 2006-м на 165 тыс. человек и составил 568 тыс. человек. На этот год планы по бюджетникам еще меньше - 525 тыс. человек. Справедливости ради надо заметить, что "под нож" чиновники от образования пускают не все бюджетные места подряд. Платное образование насаждается в соответствии с предложениями по исправлению дефектов рынка труда. Ведь существующие сейчас перекосы давно ни для кого не секрет: по юридическим и экономическим специальностям в стране наблюдается трехкратное "перепроизводство". Возмущением как раз по этому поводу свою премьерскую карьеру, кстати, заканчивал нынешний первый вице-премьер Виктор Зубков.

Стране нужны технологи (втом числе с приставкой "нано"), а абитуриенты по-прежнему массово штурмуют юрфаки и экономфаки, не гнушаясь даже непрофильными вузами. Не случайно сокращение бюджетных мест идет как раз за счет специальностей, неофициально зачисленных в разряд "лишних". Начиная с 2004 года контрольные цифры приема по укрупненной специальности " Экономика и управление", например, снизились на 25%. Примерно на 12% сокращение произошло по всем гуманитарным наукам в целом. Активно сокращаемые направления - архитектура, сфера обслуживания.

Физики, напротив, пользуются у чиновников гораздо большим почетом, чем лирики: на многие негуманитарные специальности "бюджетный прием" увеличивается.

СПРАВКА "МК"

На каких направлениях число бюджетных мест растет?

- Информационная безопасность

- Естественные науки

- Физико-математические науки

- Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

- Геодезия и землеустройство

- Автоматика и управление

- Авиационная и ракетно-космическая техника

Главное следствие перепроизводства "лишних людей" - сложившийся парадокс: слесари-сантехники стали в среднем зарабатывать больше, чем менеджеры с высшим образованием. Средний заработок квалифицированного рабочего в Москве доходит до 50 тысяч рублей, ведь у многих есть возможность совмещать сразу несколько работ.

Но... желающих быть простыми работягами немного: не помогло даже переименование ПТУ в колледжи. Такой расклад характерен не только для столицы, но и для всей страны: 70% открытых вакансий в России - это именно рабочие специальности. Но статистика неумолима: только 25% студентов получают среднеспециальное образование и целых 75% - высшее. А вот каковы потребности экономики: 80% людей со среднеспециальным образованием и 20% - с высшим. И эти 20% - это в основном те самые дефицитные физики.

"Не учись, студент!"

Престижные вузы страны держат оборону: бюджетные места в соответствии со стратегией чиновников сокращают в основном за счет вузов второго и третьего эшелона. Права обучать "ненужным" профессиям за госсчет в первую очередь лишают непрофильные вузы. Которые в ответ увеличивают количество платных мест для тех, кто, презрев потребности рынка, стремится обрести специальность, ассоциирующуюсяс престижем и высокой зарплатой. И потому народная тропа на "ненужные" факультеты, несмотря на все старания чиновников, никак не зарастает. Вузы идут на сокращение бюджетных мест и по собственному почину: виной далеко не только коррупция, но и хроническое недофинансирование, которое в регионах достигает 50%. Вот и плодятся платные места: не залезать же институтам и университетам и иже с ними в долги?

Ошибку с выбором специальности бывшие студенты, как правило, осознают слишком поздно. Как следствие - нередко приходится браться за плохо оплачиваемую работу не по специальности. Дипломированные специалисты особенно часто пополняют армию секретарей. Кстати, на практике доказано, что большинство не нашедших "правильного" места под солнцем на рынке труда получали образование во второразрядных заведениях.

Проблема связана как раз с несусветным числом вузов в стране, 15-20% которых, по оценкам, фактически занимаются имитацией учебного процесса. В 1985 году в СССР насчитывалось 502 вуза. Сегодня только в России - 1,1 тыс. Мы - страна победившего высшего образования . Звучит, конечно, красиво. Но результаты плачевны: жесткий отбор абитуриентов, какой производился лет двадцать назад, сошел на нет. Параллельно снизилось и качество преподавательского состава. Лишь 15% дипломов гарантируют качественное образование - такую не внушающую оптимизма цифру как-то назвал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Ситуация усугубляется демографическим кризисом: высшее образование начинает получать поколение, рожденное в кризисные 90-е. Если в 2005-м школьные парты покинули 1,32 млн. ребят, то в этом году школы выпустят лишь 1,05 млн. человек. А на первых курсах бесчисленных российских высших учебных заведений - около 1 млн. мест! То есть поступить в вуз - за деньги или бесплатно - сможет практически каждый. В следующие два года абитуриентов точно не хватит: выпустится 930 тыс. и 808 тыс. человек соответственно.

Улучшить положение могло бы закрытие самых одиозных вузов, но их число не сокращается. Ненормальный спрос на "корочки" о высшем образовании так просто не истребить: население страны "победившей "вышки" готово платить за второразрядное образование. Ведь все знают, что качественное обучение в России стоит непомерно дорого: в Высшей школе экономики цена доходит до 6000 долларов за семестр, в МГИМО - до 5500, в МГУ - до 5000. Менее престижное образование сравнительно доступнее: в коммерческих учебных заведениях один семестр в среднем стоит 700 долларов. Это уже близко к уровню оплаты в Великобритании и Германии, где семестр стоит 900-1000 долларов (иностранцы, правда, платят существенно больше). А вот качество обучения несравнимо.

Ждать ли помощи от государства?

О том, как облегчить жизнь абитуриентам, у которых "мозги не повернуты" в сторону техники, власти, впрочем, думают. Зачастую, правда, громкими словами все и заканчивается. Например, вице-премьер Сергей Иванов в бытность еще министром обороны предложил ввести в стране отработку для студентов. То есть выпускник должен отработать пять лет на госпредприятиях и вернуть, таким образом, стране те деньги, которые она на него затратила. А мэр Москвы Юрий Лужков подкидывал другую идею: обучение студентов должны субсидировать предприятия, заинтересованные в кадрах. После завершения вуза выпускник поступает в распоряжение работодателей-спонсоров.

Власти, впрочем, на практике сориентировались на другое решение проблемы - помогать студентам при помощи образовательных кредитов. Об этом наверху в последние годы была сказана масса громких слов.


21.11.2010
Hosted by uCoz